Резерв мощности

1. Что такое резервируемая максимальная мощность (РММ)? Как она определяется?

Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения, и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.

2. Что включает в себя понятие «плата за резерв мощности»?

Речь идёт о проекте постановления Правительства, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемыми потребителями резерв сетевых мощностей. Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от максимальной мощности, определенной актом технологического присоединения. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.

3. Почему возникла идея оплаты неиспользуемого резерва?

Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема. Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении. Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.

Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.

4. Кого коснётся данное нововведение?

Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей. Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:

  • РММ за текущий расчётный период составляет более 40% от величины максимальной мощности;
  • по всем 12 расчётным периодам, предшествовавшим текущему расчётному периоду, резервируемая максимальная мощность составляет более 40 % от максимальной мощности.

Таким образом, проектом предусмотрено, что если потребитель хотя бы единожды за последние 12 месяцев фактически потребил мощность более, чем на 60% от максимальной, то РММ в текущем расчётном периоде оплате не подлежит.

Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности, а именно:

  • с 01.07.2020 до 01.01.2021 – оплате подлежит 5% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2021 до 01.01.2022 – оплате подлежит 10% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2022 до 01.01.2023 – оплате подлежит 15% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2023 до 01.01.2024 – оплате подлежит 20% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2024 до 01.01.2025 – оплате подлежит 60% резервируемой максимальной мощности;
  • с 01.01.2025 – оплате подлежит 100% резервируемой максимальной мощности.

5. Что сейчас необходимо делать потребителям, которые понимают, что у них есть неиспользуемый резерв мощности? Что под собой подразумевает «перераспределение мощности в пользу третьих лиц»?

В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуги по передаче электрической энергии, потребителям рекомендуется заблаговременно оценить возможное влияние изменений.

Потребитель может отдать резерв мощности в пользу сетевой организации или провести переуступку мощности в пользу третьих лиц. Это позволит не только сэкономить на плате за резерв, но и принести некоторую прибыль.

Если отсутствуют или утеряны документы о технологическом присоединении, необходима консультация по подготовке проекта соглашения о перераспределении максимальной мощности, то потребителю нужно обратиться в адрес сетевой организации, от сетей которой подключены его энергопринимающие устройства.

6. Что будет, если наше предприятие не отреагирует на изменения?

В случае если компании оставят данный проект без внимания, то окажутся не готовы к тому, что плата за услуги по передаче электрической энергии, а, следовательно, и конечная стоимость электрической энергии, вырастет. Отсутствие в бюджете компании достаточных денежных средств на оплату электрической энергии приведет к тому, что встанет вопрос: идти в банк за дополнительным кредитом или рискнуть и не оплатить счет? Последнее приведет к тому, что энергокомпании будут вынуждены инициировать введение ограничения режима потребления в отношении такой компании. Поэтому пока еще есть время компаниям необходимо успеть оценить для себя последствия вступления в силу такого Постановления, перестроить бизнес процессы, обеспечить достаточность денежных средств на будущий и последующий годы, а может быть попытаться заработать на перераспределении мощности.

7. На какой стадии находится изменение законодательства по РММ? Когда данное постановление может быть принято?

В настоящий момент проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учётом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии», разработанный Министерством энергетики России, находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

Указанным проектом предусматривается оплаты РММ в составе услуг по передаче электрической энергии для всех потребителей электроэнергии, кроме населения и приравненных к нему категорий потребителей.

В соответствии с данными изменениями величина РММ энергопринимающих устройств потребителя будет оказывать существенное влияние на стоимость услуг по передаче электрической энергии и, как следствие, на конечную цену электрической энергии.